О нас

Главная » О нас » Новости » Журнал "Нефтяная карьера" ноябрь, 2013

Журнал "Нефтяная карьера" ноябрь, 2013

27.11.2013

Как стать геологом с Heriot-Watt

МАРИЯ РАЙФЕГЕРСТ - магистр по специальности «Геология нефти и газа», ведущий геолог ООО «РН-КрасноярскНИПИнефть».

В 2010 году я заканчивала химический факультет Томского государственного университета и раздумывала, в каком направлении двигаться дальше. Моя научная работа была связана с поисками методов переработки попутного нефтяного газа в ценные органические соединения. Нефтегазовая промышленность всегда представляла для меня интерес, поэтому мне хотелось развиваться в этом направлении.

О центре я узнала от своих знакомых, которые уже получили степень магистров университета Heriot-Watt, и после их отзывов я решила попробовать свои силы, прошла вступительные испытания и поступила на двухгодичную программу. Я училась по программе Double Degree. Скажу честно, учеба давалась нелегко. Учитывая то, что мое профильное образование практически не перекликалось с нефтегазовой геологией, почти все предметы для меня были новые, незнакомые. Это очень большой объем материала, который нужно было осваивать и понимать сразу. На второму году обучения занятия уже велись на английском, и язык я знала довольно хорошо – писала лекции, читала учебники, но на экзаменах нас заставляли понервничать, потому что нужно не только вспомнить материал, а еще и доступно и правильно изложить его на иностранном языке. Зато сейчас знание английского языка помогает в жизни, на работе и открывает много возможностей для дальнейшего развития.

Поездка в Испанию была первой в моей жизни производственной практикой. Мне было интересно увидеть то, о чем нам рассказывали целый год. Нашей группе повезло: с нами ездил доктор Энди Гардинер из университета Heriot-Watt. Он открытый человек, всегда готов ответить на вопросы и поделиться своим опытом.

После геологической практики в Испании начался третий семестр – групповой проект. В нашей команде все ребята были сильные, умные и целеустремленные, но сначала к групповому проекту мы отнеслись слишком легкомысленно, поэтому первую предзащиту прошли плохо. Команда была очень разрозненная, в ходе работы возникало много споров, каждый отстаивал свое мнение, поэтому трудности возникали не столько по самому проекту, сколько по принятию каких-то общих решений и поиску компромиссов. Это был интересный опыт работы в команде, сейчас сталкиваясь с подобными проблемами на работе, я уже знаю, как нужно действовать.

Никогда не забуду защиту индивидуального проекта. Я очень волновалась, казалось, что можно было сделать гораздо больше и лучше, что я не помню текста доклада. Это был ответственный момент, необходимо было выложиться на все сто процентов, чтобы показать все полученные знания и поставить финальную точку в обучении. Тему индивидуального проекта мне предложили в компании «КрасноярскНИПИнефть», которая на тот момент уже являлась спонсором моего обучения. Во время работы над проектом я консультировалась со специалистами компании, но большая часть работы была сделана, конечно, в Центре. В этом мне помогали преподаватели Центра, они отличные специалисты, какие бы не возникали вопросы, они всегда помогут и объяснят непонятные моменты.

В Центре я познакомилась со своим будущим мужем, с которым мы учились в одной группе. На втором году обучения, когда начались собеседования с представителями компаний, мы долго изучали различные нефтяные компании. Лучшим вариантом для нас обоих была компания «КрасноярскНИПИнефть». Мы прошли собеседование, и нас пригласили на работу в отдел геологического моделирования и подсчета запасов.

Адаптация на новой работе прошла нелегко. Мы получили дипломы магистров ТПУ осенью, в это время года в Красноярске слякотно и дождливо. Я работаю ведущим геологом в «КрасноярскНИПИнефть», занимаюсь геологическим моделированием Ванкорского месторождения. В мои обязанности помимо геологического моделирования также входит подсчет запасов, построение структурных карт, загрузка и анализ новых данных. Мы стремимся к тому, чтобы полностью изучить месторождение, начиная от исследований керна и заканчивая построением адекватной геологической модели, которая согласуется со всеми имеющимися данными. Полученные базовые знания позволяют заниматься не только геологией, но также погружаться в разработку месторождения, петрофизику, сейсмику и другие смежные области. Необходимо развиваться, узнавать новые веяния науки, изучать проведенные исследования, и никогда не стоять на месте.

Там, где я работаю, я вижу выпускников Центра каждый день, и их подготовка кардинально отличается от того, с каким багажом знаний приходит выпускник обычного вуза. Выпускники центра – практики, нам дают понимание основных процессов, связанных с освоением и разработкой месторождения, даются различные пути решения разного рода задач. В любой момент можно покопаться в своих знаниях, осмыслить и проанализировать ситуацию и принять решение.

Обучение в Центре дало очень многое. Во-первых – это общение с опытными специалистами в области нефтяной индустрии, в том числе и со специалистами высокого класса из Эдинбурга, такими как Энди Гардинер, Патрик Корбетт и Джон Форд. Во-вторых, это высококлассное образование в очень востребованной на данный момент отрасли. В Центре я получила столько новых, упорядоченных и ценных знаний, сколько не получила бы ни в одном университете за 5 лет.

Поступившим ребятам я пожелала бы никогда не отчаиваться и верить в себя. На первом году обучения был такой момент, когда на «Структурной геологии» у меня было полное непонимание всего происходящего. Хочу сказать огромное спасибо Виталию Павловичу Меркулову и Оксане Сергеевне Черновой, которые на протяжении этих двух лет поддерживали, настраивали на нужные мысли, помогали советом. Я считаю, что если тебе довелось поступить, значит нужно приложить все возможные и невозможные усилия, выложиться по максимуму, не столько ради диплома, сколько ради этих бесценных знаний, которые вкладывает в нас Центр.

Система трудоустройства и спонсирования слушателей

Система трудоустройства и спонсирования - важная тема как для кандидатов, так и для нефтяных компаний. О ее особенностях рассказывает проректор-директор Института природных ресурсов Томского политехнического университета, директор Центра Heriot-Watt АНДРЕЙ ДМИТРИЕВ.

Система трудоустройства в нефтегазовые компании, которую предлагает Центр, уникальна не только для России, но и для Шотландии: там слушатели оплачивают обучение самостоятельно, а университет Heriot-Watt не занимается процессом трудоустройства.

Схема спонсирования слушателей

На первом этапе кандидат проходит вступительные испытания и его зачисляют. В течение семестра мы проводим мониторинг текущей успеваемости и одновременно предлагаем анкету слушателя кадровым службам и специалистам нефтегазовых компаний.

Представители кадровых служб рассматривают анкетные данные кандидата, его успеваемость и наши комментарии и принимают решение, проводить ли с ним собеседование. По результатам собеседования компания решает, принимать ли слушателя на работу. Если решение положительное, заключается контракт, в котором указываются условия спонсирования обучения слушателя. Все условия зависят от компании и ее бюджета: это может быть полная оплата обучения за счет средств компании или софинансирование (частично оплачивает слушатель, частично – компания). Также компания решает, выплачивать ли стипендию, оплачивать ли проживание в общежитии.

В любом случае, слушателю предоставляется возможность пообщаться с максимальным количеством компаний и проявить себя. Но здесь опять же нужно понимать, что, по контракту слушатель обязуется отработать на компанию-спонсора определенный срок, около трех-пяти лет.

Индивидуальный подход в сложных ситуациях

Бывают ситуации, когда у слушателя хорошая успеваемость и отличные анкетные данные, но его не приглашают на собеседования; либо приглашают, но компания не хочет принимать его на работу. Ежегодно из 70 обучающихся на обеих программах таких слушателей бывает один-два. Здесь роль играет не зависящий от нас человеческий фактор. Мы делаем все, чтобы предоставить выпускнику российского вуза возможность встретиться со специалистами кадровых служб нефтяных компаний и показать себя с наилучшей стороны, а результат зависит только от самого слушателя. Это первое. Во-вторых, в связи с тем, что ожидания выпускников не всегда соответствуют реальным возможностям компании, мы предлагаем решить вопрос со спонсором самостоятельно. В такой ситуации для слушателя появляется очевидное преимущество: работа в той компании и на тех условиях, которые он сам себе выберет. Оплата обучения в этом случае осуществляется (до или в процессе обучения) за счет найденной самостоятельно компании-спонсора, либо за счет собственных средств, либо за счет образовательного кредита с льготными условиями кредитования, которым студенты ТПУ имеют возможность воспользоваться по программе Сбербанка России.

Ответственность слушателя

В любом случае слушателей не ставят перед фактом, что они обязаны платить деньги, у них всегда есть выбор. Если слушатель понимает, что это не его стезя или что он не готов платить (даже если осознание этого приходит в процессе обучения), он всегда может уйти. Главное, что слушатель должен четко понимать не только свои возможности, но и свои обязанности. Слушатели, которые приходят к нам на обучение, должны нести ответственность вместе с нами и с компанией за образовательный процесс и процесс трудоустройства, в которые они вовлечены, и понимать всю серьезность поставленных задач.

Случаи разрыва контракта

Бывают ситуации, когда компания заключила договор со слушателем, но в процессе обучения у него начинаются проблемы с успеваемостью. В таком случае компания либо отзывает слушателя с обучения на работу, либо отказывается от слушателя и расторгает договор, а слушатель отчисляется. Чтобы избежать подобных ситуаций, многие компании проводят собеседования и заключают контракты на последних этапах обучения (май – август).

Мы не обещаем нашим выпускникам, что сразу после окончания обучения в Центре у них сложится очень удачная карьера, и диплом, который они получат, станет пропуском в руководство компании. Мы даем очень хорошие знания, очень хорошую базу, которая позволит выпускнику быстро и эффективно построить свою карьеру в нефтегазовой компании. Но все зависит от самого человека: если он не хочет работать, никакое образование не поможет. А целеустремленным и трудолюбивым наше образование поможет быстро добиться своих целей.

Система оплаты обучения

Первый вариант: Самостоятельный.

Оплата обучения, проживания осуществляются (до или в процессе обучения) за счет найденной самостоятельно компании-спонсора, либо за счет собственных средств, либо за счет образовательного кредита.

Преимущество:

работа на тех условиях, которые устраивают слушателя.

Второй вариант: Компания-спонсор

Поиск компании-спонсора осуществляет Центр в процессе обучения. Оплата обучения (полная или частичная), проживания и выплата стипендии осуществляются на условиях компании-спонсора по результатам собеседования. Компания и слушатель заключают контракт, на основании которого слушатель обязан отработать в компании от трех до пяти лет. Центр не может влиять на какие-либо условия спонсирования.

Преимущество:

гарантированное трудоустройство на условиях компании-спонсора.

Наука работы в команде

АНТОН КОЗЛОВ - магистр по специальности «Геология нефти и газа», ведущий специалист в отделе геологии и ГРР «ТНК-Нягань».

Впервые я услышал о Центре на презентации в Новосибирске. К тому времени, как я все обдумал и решился поступать, срок подачи заявления подходил к концу. Я в оперативном режиме подал анкету, затем успешно прошел тестирование по английскому языку и собеседование, после чего был зачислен на направление «Геология нефти и газа».

Первый семестр учиться было сложно, на протяжении этого времени я понял, насколько сильно отличается зарубежный подход к обучению от российского, это стало для меня открытием. К началу первой сессии я полностью влился в ритм и дальше все пошло как по маслу.

Одним из самых ярких событий в обучении была работа над групповым проектом. Еще во время тренингов по командообразованию мы поняли, что очень важно действовать как команда, именно это помогло нам справляться с трудностями. Самый сложный этап проекта начался после первой предзащиты, именно тогда мы поняли, как много еще предстоит сделать, а силы уже на исходе. В этот период важную роль сыграла поддержка преподавателей, к которым всегда можно было подойти и проконсультироваться.

На мой взгляд, групповой проект - это отличительная особенность Центра, такая визитная карточка. Это был наиболее ценный опыт, который мне пригодился в дальнейшей работе. Мне повезло, что этот опыт я получил в процессе обучения, ведь научиться работать в команде – это далеко не так просто, как может казаться.

Собеседования с компаниями-спонсорами у нас начались весной. Помню, как в один день приехали представители сразу двух компаний: «ТНК-Нягань» и «РН-Пурнефтегаз». Я всегда хотел работать в добывающей компании и поэтому пошел на оба собеседования. Из «ТНК-Нягань» в Центр приехали топ-менеджеры: Максим Николаев - главный геолог, а также Евгений Загребельный - директор департамента геологии. Собеседование прошло в очень приятной атмосфере, а условия трудоустройства меня полностью устроили.

Я получил приглашение через пару недель и согласился. Сейчас я работаю ведущим специалистом в отделе геологии и геолого-разведочных работ.

В «ТНК-Нягань» кроме меня работают еще шесть выпускников Центра. Они отличаются своей трудоспособностью и большим количеством свежих идей. Как только я приехал в Нягань и устроился на работу, меня отправили на стажировку на месторождение в цех добычи, чтобы я увидел весь производственный процесс своими глазами, это оказалось очень полезным для дальнейшей работы. Сейчас я занимаюсь петрофизикой: сопровождением лабораторных исследований керна, расширенного комплекса ГИС. Учитывая мой широкий круг знаний, мне поручают и другие работы, такие как: подготовка технических заданий, сопровождение бурения поисково-разведочных скважин, контроль бюджета, оптимизация затрат.

Слушателям Центра я советую с самого начала вливаться в рабочий ритм и сохранить это состояние – это то, что поможет вам добиться успехов не только в карьере, но и в жизни.

«ТомскНИПИнефть» - команда профессионалов

О целях финансирования выпускников Центра рассказывает заместитель генерального директора по проектам разработки нефтяных и газовых месторождений АЛЕКСЕЙ СМЕТАНИН.

– Зачем Вы спонсируете слушателей? В чем интерес вкладывать в них деньги?

– Поскольку я и сам являюсь выпускником Центра, то уровень готовых специалистов мы прекрасно представляем. Мы заинтересованы в том, чтобы люди, которые у нас работают, обладали широким кругом знаний. Нам нужны специалисты, которые понимают, откуда берутся исходные данные, как они дальше обрабатываются и какова конечная цель расчётов. Вот именно такой уровень знаний и дает Центр. С удовольствием, по мере наших финансовых возможностей, будем продолжать сотрудничать с Центром и спонсировать слушателей.

– Сколько выпускников Центра работает в Вашей компании?

– Сейчас в ОАО «ТомскНИПИнефть» работают более 50 выпускников Центра.

– Существует ли квота набора выпускников?

– Все зависит от наших финансовых возможностей и потребностей в таких специалистах. По традиции ежегодно мы оплачиваем обучение и устраиваем на работу 4-6 человек. Кроме того мы сами направляем на обучение в Центр своих сотрудников – молодых специалистов, которые зарекомендовали себя и нацелены на дальнейшую работу у нас.

– Существуют ли специальные условия для выпускников Центра?

– В отличие от выпускников обычного вуза, выпускникам Центра мы сразу поручаем сложные, ответственные задачи. Их назначают ответственными исполнителями по важным разделам, вплоть до того, что они довольно быстро могут стать руководителями различных структурных подразделений. Также, в отношении всех молодых специалистов, у нас работает специальная целевая программа. Она, например, предусматривает компенсацию арендной платы за снимаемое жилье в течение трех лет. Также действуют программы дополнительного обучения за счет предприятия, участия в различных, в том числе международных, конференциях. Молодые сотрудники состоят в органах самоуправления молодежного совета ОАО «Томск-НИПИнефть». Учитывая, что средний возраст на предприятии всего 35 лет, молодые сотрудники вливаются в близкую по возрасту и духу команду профессионалов.

Слушателям Центра я бы пожелал, с одной стороны быть уверенными в себе, потому что обучение в нём дает серьезные конкурентные преимущества, а с другой – не быть слишком самоуверенными. Ведь выпускники приходят работать в профессиональную среду, в которой есть свои устои, и излишняя самоуверенность может повредить. Нужно адекватно оценивать свой уровень подготовки, а опыт работы быстро придет.

Европейское образование в Томске

МАРГАРИТА ЮНУСОВА - магистр по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, младший научный сотрудник сектора мониторинга разработки месторождений Васюганского региона ОАО "ТомскНИПИнефть".

Из рассказов друзей я узнала, что в Томске есть возможность получить образование европейского уровня. Говорили, что знакомая девушка училась в центре Heriot-Watt, от предложений о последующем трудоустройстве не было отбоя, и ей сразу стали платить большую стипендию. На самом деле, все оказалось не так сказочно, как мне описывали, но в том, что касается уровня образования, мои ожидания полностью оправдались.

Когда я решила поступать в Центр, времени на подачу документов и подготовку к вступительным экзаменам оставалось немного. К тесту по английскому я практически не готовилась, так как я знала язык на хорошем уровне. Я окончила институт кибернетики (бывший факультет АВТФ) Томского политехнического университета, там нас учили достойно.

Основная сложность при поступлении для меня была в том, что мне нужно было уволиться с работы. Во время обучения в магистратуре ТПУ у меня уже был стабильный доход. Оказаться без работы было трудным решением, потому что не было известно наверняка, как сложится мое обучение в Центре. Но образование для меня всегда имело высокую ценность, и я рискнула. Начались занятия. Поначалу было сложно подстроиться под сумасшедший график – большой объем информации приходилось изучать в очень короткие сроки. Со временем вливаешься в этот ритм и привыкаешь работать много и усердно.

По окончании второго семестра началась работа над групповым проектом. Сложнее всего было распределить роли в команде так, чтобы каждый был занят работой, никто не простаивал и не тормозил работу над проектом. У каждого члена команды разное базовое образование, разные сильные и слабые стороны, у немногих из нас был опыт работы в нефтяной отрасли, некоторые учились по программе Double Degree, и нам нужно было восемь разных мнений приводить к одному общему знаменателю. Сейчас я понимаю, насколько полезным был этот опыт.

В третьем семестре начались собеседования с компаниями-спонсорами, и я решила, что, по возможности, буду ходить на все встречи, чтобы иметь больше шансов получить хорошую работу и понимать, чего ждут от кандидатов потенциальные работодатели. Я проходила собеседования с представителями ООО «РН-Юганскнефтегаз», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Удмуртнефть», Schlumberger и ОАО «ТомскНИПИнефть». На собеседованиях я ожидала услышать вопросы, связанные с моими компетенциями и навыками и была готова писать формулы по памяти, но чаще мне задавали вопросы о моих дальнейших планах: в каких областях знаний я бы хотела развиваться и как в дальнейшем планирую свою карьеру. Я успешно прошла собеседование в Департамент мониторинга разработки месторождений ОАО «ТомскНИПИнефть», условия меня устроили, и я согласилась.

Когда я приступила к работе, мне назначили наставника для того, чтобы я смогла быстрее вникнуть в работу подразделения и адаптироваться в коллективе. Кроме того, в институте проводятся мероприятия и тренинги, где молодые специалисты из разных подразделений могут познакомиться друг с другом, обменяться опытом, обсудить интересующие их вопросы или просто вместе весело провести время. Из таких мероприятий за год работы я поучаствовала в региональной и кустовой конференциях, в праздновании дня молодого специалиста, в заседании клуба, поездке на горнолыжный курорт в п. Шерегеш, в игре Лазертаг и других. Нужно отметить, что коллектив в Институте довольно молодой. К примеру, у нас в отделе средний возраст сотрудников составляет меньше 30 лет.

Я все время встречаю выпускников Центра в разных подразделениях «ТомскНИПИнефть», а в наш год выпуска в Институт, включая меня, пришли работать еще четыре специалиста. Глядя на выпускников Центра, некоторые из которых окончили Heriot-Watt не более 2-4 лет назад и уже достигли должностей заведующих секторами или отделами, я могу с уверенностью сказать, что в Центр приходят учиться люди, которые мечтают о карьере. Они много трудятся во время обучения и, получив диплом, хотят большего, чем просто отрабатывать положенные 8 часов в день ради стабильной зарплаты. Выпускники Центра Heriot-Watt хотят непрерывно развиваться, одерживать новые победы и готовы прилагать для этого необходимые усилия.

Я считаю, что образование в Центре – это не конечная цель, это стартовый толчок, а дальнейшее развитие специалиста будет зависеть от того, что он делает на работе каждый день. Сейчас в мои обязанности входит анализ разработки, добычи и выполнения геолого-технологических мероприятий и формирование рекомендаций по проведению таких мероприятий и исследований. Наш департамент занимается не столько долгосрочным проектированием разработки, сколько реагирует на события, которые происходят на месторождениях сейчас. Мы плотно взаимодействуем с сотрудниками ОАО «Томскнефть», в том числе с цехами добычи, и ведем мониторинг ситуации на месторождениях: следим за состоянием фонда скважин, анализируем запускные параметры одних скважин (после проведения ГТМ) и причины выбытия других скважин, выявляем причины снижения дебитов нефти и предлагаем мероприятия по их восстановлению. Наша задача – собирать, анализировать, обобщать информацию и использовать сделанные выводы для формирования дальнейших рекомендаций.

Сейчас я планирую продолжать работать в том департаменте и отделе, в котором я нахожусь. Я чувствую, что не перестаю развиваться, знания накапливаются, опыт нарабатывается достаточно быстро, и я ценю возможность быть на связи с производством, а не изолированно работать в институте.

Курсы повышения квалификации

Курсы повышения квалификации для специалистов нефтегазовой отрасли проводятся в Центре Heriot-Watt уже более 10 лет. Сегодня на выбор заказчика представлено 40 различных курсов, каждый из которых разработан с учетом потребностей нефтегазовых компаний и максимально соответствует российским реалиям работы.

КОНСТАНТИН МАКСЮТИН, заместитель директора по переподготовке и повышению квалификации, расскажет об особенностях наших курсов и о том, как наиболее эффективно спланировать свое обучение.

Цель курсов

Выпускник, устроившийся на работу после вуза, начинает быстро получать практические навыки – как правило, в бессистемном виде. Молодому специалисту сложно увязать свои повседневные действия с теми фундаментальными знаниями, которые он получил в университете. В этом плане курсы повышения квалификации помогают упорядочить и систематизировать как знания, полученные в университете, так и навыки, приобретенные в ходе работы.

Тематика курсов

Основные направления научно-обра-зовательной и исследовательской деятельности Центра Heriot-Watt связаны с геологическим изучением, разработкой и обустройством месторождений нефти и газа. Сейчас мы осваиваем направление «Поверхностное обустройство», также в ближайшем будущем начнем читать курсы по разработке месторождений на шельфе – это одно из самых перспективных и динамично развивающихся направлений нефтегазовой отрасли в России. Учебные материалы адаптированы к реалиям работы российских компаний. Практические упражнения и расчеты выполнены на основе примеров, взятых по российским месторождениям с использованием принятых в России единиц измерения.

Продолжительность курсов

Стандартный курс длится 5 дней. По окончании обучения слушатель получает сертификат Томского политехнического университета установленного образца. В случае необходимости, программы курсов могут расширяться и корректироваться с учетом требований, предъявляемых для получения документов государст-венного образца. К примеру, на базе Центра регулярно проводится двухмесячная интенсивная программа повышения квалификации для главных инженеров проектов по разработке.

Наши преподаватели

Преподаватели, задействованные в проведении курсов повышения квалификации, занимаются проектной работой, а также выезжают на производственные стажировки. Человек, обучающий других, не должен быть «оторван от жизни» - ему нужно понимать, как результаты теоретической работы используются на производстве. Специалисты Центра сами регулярно проходят курсы повышения квалификации, в том числе за рубежом.

Как выбрать курс

На нашем сайте hw.tpu.ru публикуется и регулярно обновляется расписание курсов на текущий год. Если какого-либо курса нет в расписании – это означает, что пока этот курс с открытой датой, в таких случаях мы рекомендуем направлять предварительные заявки. Часто случается, что в начале года проведение курса не планируется, но в течение нескольких месяцев у нас набираются заявки на полноценную группу, и этот курс проводится.

Как заказать курс, которого нет в списке

Большинство нефтяных компаний регулярно проводят оценку технических компетенций сотрудников, многие из них используют разработанную нами систему. Выявив необходимость обучения и повышения квалификации отдельных сотрудников, компания передает нам техническое задание: в нем обозначена тематика курса и навыки, которыми в результате должны обладать слушатели. Мы создаем новый курс с учетом всех требований заказчика. Причем этот новый курс будет стоить для заказчика ровно столько же, сколько и существующий готовый курс. Однако предполагается, что в дальнейшем этот курс будет проводиться и для других компаний.

Как снизить затраты на обучение

Многие компании заказывают курсы с выездом «на место», экономя таким образом средства на командировочные расходы. Однако у выездного формата есть один серьезный недостаток: слушатели находятся практически на рабочем месте, и их часто отвлекают срочными звонками и вопросами, не оставляя времени на полноценную учебу. Поэтому, с точки зрения эффективности обучения, лучше направлять на обучение сотрудников к нам в Центр. Несомненный плюс такого формата: в группе из 12-15 человек, представляющих разные компании, каждый может поделиться опытом и узнать, какие практики решения производственных задач существуют в других компаниях.

Ресурсы Центра

Для проведения курсов отведено два специально оборудованных класса. В каждом классе оборудовано 12 компьютеризированных рабочих мест, установлено необходимое программное обеспечение. Ежегодно слушателями курсов повышения квалификации в Центре Heriot-Watt становятся 400-500 человек.

Все цели достижимы

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ - магистр по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, специалист Управления геологии и запасов, отдела аудита запасов и геолого-разведочных работООО "РН-Пурнефтегаз".

Когда я учился в Томском политехническом университете на физико-техническом факультете я часто проходил мимо 19 корпуса, там стоял рекламный стенд Центра Heriot-Watt c бегущей строкой и флагами - так я впервые увидел рекламу Центра. Каждый день я замечал названия известных нефтяных компаний и думал, что было бы интересно связать свою жизнь с нефтяной отраслью. Ко времени окончания вуза о Центре я знал уже достаточно, чтобы принять решение поступить и получить доступное и при этом престижное образование европейского уровня. К поступлению я готовился всерьез, мне помогло то, что в ТПУ для этого обеспечены все условия: на сайте Центра Heriot-Watt я прошел онлайн тест по английскому языку, выписал основные требования к сдаче этого экзамена и пошел в научно-техническую библиотеку. Там я нашел нужные книги и штудировал их почти два месяца. Это не так сложно, но нужна сила воли, чтобы учить то, что никто, по сути, не проверяет. Я справился со вступительными экзаменами и меня пригласили учиться по программе Double Degree. Первый семестр первого года показался мне намного более сложным, чем все дальнейшее обучение. Возможно, дело было в том, что у меня должна была выработаться привычка к интенсивным занятиям. Параллельно с учебой я подрабатывал в кафе по выходным, чтобы оплатить магистратуру на первом году обучения. Ведь я уже закончил магистратуру на своей кафедре в ТПУ, и поэтому не мог претендовать на бюджетное место. Таким образом, весь мой день был расписан с 8 утра до 12 ночи и так 7 дней в неделю.

Больше всего за время обучения мне запомнился групповой проект, потому что он был, можно сказать, всеобъемлющий. Раньше мы делали курсовые работы, которые затрагивали лишь определенные области, а групповой проект отличался тем, что он был интегрированным: мы формировали проект пробной эксплуатации месторождения, который затрагивал все аспекты, начиная от геологии и заканчивая экономикой проекта. У каждого в группе была своя задача, но, тем не менее, мы все усвоили подход к разработке проекта.

Собеседования с компаниями-спонсорами начались уже с первого месяца обучения в магистратуре Heriot-Watt. Многие мечтали о работе в зарубежных компаниях, но, как правило, эти компании не занимаются спонсированием слушателей. Я решил ехать на Север в ООО "РН-Пурнефтегаз", потому что там я получил бы больше опыта работы непосредственно на производстве. Конечно, климат на Севере сложный во многих отношениях, когда я приехал в город Губкинский, особенно тяжело было привыкнуть к полярными ночам и высокой облачности. Сейчас я работаю в Управлении геологии запасов, в мои обязанности входит сопровождение программ геолого-разведочных работ, также я затрагиваю вопросы составления бизнес-плана и обоснования экономической эффективности геолого-разведочных проектов.

У меня складывается впечатление, что в классических вузах студентам дают узкоспециализированные знания, готовят, например, чистого геолога, и уже потом на работе молодому специалисту приходится самостоятельно понимать место своей профессии в отрасли. А Центр дает своим слушателям проектный способ мышления, к каждой области знаний учит относиться как к важной составляющей целого. Надо сказать, что он также развивает способность усваивать информацию в больших объемах и, самое главное, применять ее на практике.

Прошел год на работе в ООО "РН-Пур-нефтегаз", и через месяц будет моя первая аттестация. Пока я не строю каких-то невероятных карьерных планов и стараюсь двигаться внутри своего Управления. Когда люди видят, что ты много работаешь, карьера сама идет в гору. За два года обучения в Центре я понял, что самое главное – это упорство и труд.

Номер подготовлен Однокопыловой Анной.
Электронная версия журнала.